Кладбище Донского монастыря является уникальным собранием мемориальных памятников XVIII — начала XX вв., как выдающихся, так и типичных. Это — единственное монастырское кладбище, сохранившееся без значительных утрат. Оно позволяет представить себе, как выглядели до разрушения и другие монастырские некрополи Москвы, заполненные памятниками в стилистике классицизма, русского стиля и стиля модерн…
Со второй половины XVIII века Донской монастырь был усыпальницей знатных дворянских родов. Здесь находятся семейные захоронения князей Голицыных, Долгоруковых, Оболенских, Трубецких, Черкасских, графов Толстых, дворян Салтыковых, Лопухиных, Зубовых, Нарышкиных, Пушкиных и многих других. На кладбище Донского монастыря упокоились выдающиеся деятели культуры XVIII–XIX вв.: литераторы М.М. Херасков, А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев, В.Ф. Одоевский, философ П.Я. Чаадаев, архитектор О.И. Бове, художник В.Г. Перов, историк В.О. Ключевский. В Донском монастыря сохранились выдающиеся образцы мемориальной скульптуры (авторы памятников — И.П. Мартос, Г.Т. Замараев, В.И. Демут-Малиновский и другие).
В XXI веке кладбище Донского монастыря стало местом символического возвращения к дореволюционной культуре и традициям. Сюда перенесены останки выдающихся деятелей Белого движения и русской эмиграции — писателя И.С. Шмелева, генералов А.И. Деникина и В.О. Каппеля, философа И.А. Ильина. В 2008 году на кладбище Донского монастыря похоронен А.И. Солженицын.
Донское кладбище (Новое Донское) первоначально тоже было монастырским, но в советские годы стало проводником новой традиции. В 1926 году здесь открылся первый московский крематорий, переделанный из церкви Св. Серафима Саровского. В 1930-е годы в нем тайно сжигали тела казненных. Захоронения совершались на Донском кладбище, где существует могила «невостребованных прахов», ставшая мемориалом многим погибшим. Донское кладбище — интересный памятник советской эпохи, которому грозит опасность — обширный крематорий разрушается и плана его спасения не существует.
Лектор — историк, москвовед, некрополист, кандидат исторических наук, доцент Историко-архивного института РГГУ, ведущий научный сотрудник Сергиево-Посадского музея-заповедника, лауреат Макариевской премии Сергей Юрьевич Шокарев.
Стоимость: 200 руб.
Мероприятие будет проходить в прямом эфире на платформе Zoom, предусмотрен формат живого общения и возможность задавать вопросы.
Необходима предварительная регистрация.
За час до начала лекции на адрес электронный почты, указанный при регистрации, придёт напоминание и ссылка, позволяющая присоединиться к мероприятию. За 5 минут до времени начала перейдите по ссылке, введите ваше имя, указанное при регистрации, и войдите в конференцию.
Для участия необходимо установить приложение Zoom на компьютер, планшет или телефон, и зарегистрироваться на платформе.
На следующий день после лекции на почту, которую вы указывали при регистрации, придет ссылка на запись лекции.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
О курсе
С древнейших времен некрополь существует как важнейший социокультурный феномен, сочетающий в себе священное значение и обыденные свойства. В России сформировались свои традиции погребения и сохранения памяти, а также художественная мемориальная культура, к которой были причастны выдающиеся скульпторы, зодчие и литераторы.
История московских кладбищ насчитывает более восьми столетий – от курганных захоронений древних славян и до огромных загородных некрополей с крематориями. Исторический некрополь Москвы берет начало в Средние века, когда близость к смерти была естественной частью повседневности. Некрополь воспринимался как сакральное место, мощам святых придавалась важнейшая роль в защите столицы от бедствий. В это время формируется разветвленная система поминовений, складывается облик монастырских и приходских кладбищ, появляется уникальная традиция оформления надгробных памятников.
В Новое время отношение к кладбищам изменяется. В век Просвещения возвращается античное восприятие мест погребений как отдельных некрополисов (городов мертвых). Вводится запрет на похороны при городских церквях и на территории монастырей. После эпидемии чумы 1770—1771 гг. вокруг Москвы, за её заставами были созданы старейшие московские городские кладбища — Ваганьковское, Введенское, Миусское, Дорогомиловское и другие. В это время в мемориальную культуру приходят барокко, классицизм и романтизм, памятники некрополя и кладбищенская поэзия являют образцы высокого искусства.
Революция 1917 г. и создание нового, советского общества сломали прежние, православные традиции в похоронном деле и сохранении памяти об умерших. Вместо этого большевики предложили новые идеи — мумификацию и кремацию. Появился революционный некрополь как объект поклонения. Старые кладбища подверглись разрушению, как важный элемент прежнего миропорядка. Из всех монастырских кладбищ Москвы уцелело только одно — в Донском монастыре. Были также уничтожены многие городские и приходские кладбища.
Только в 1950-е гг. некрополь стали воспринимать как исторически значимый объект. Начинается постановка памятников на охрану, описание и изучение московского некрополя. В настоящее время московская некрополистика довольно хорошо развита — существует большая литература, на кладбищах проводят экскурсии, проводится реставрация памятников некрополя, осуществляется их охрана.
Если вы оплатили участие в событии, организатор должен был прислать вам ссылку. Если этого не произошло, обязательно свяжитесь с ним.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.