История Введенского (Немецкого или Иноземческого) кладбища начинается в эпоху Екатерины II, когда после чумы 1770—1771 гг. были отведены места за городскими заставами для крупных общегородских кладбищ. Среди них было создано кладбище для инославных христиан — лютеран и католиков.
Здесь нашли упокоение многие знаменитые московские немцы, англичане и итальянцы — сподвижники Петра I Патрик Гордон и Франц Лефорт (их захоронения перенесены), архитектор Франческо Кампорези, святой доктор Федор Гааз, биолог Карл Рулье, музыкант Джон Фильд, династии знаменитых московских купцов, промышленников и творческих деятелей Феррейн, Эргангер, Кампиони, Адельгейм и другие.
В годы советской вакханалии по отношению к историко-культурному наследию Введенское кладбище спасло заступничество западноевропейских дипломатов, чтивших могилы своих обрусевших соотечественников. После революции кладбище перестало быть целиком «иностранным», здесь погребены многие видные деятели советской культуры и науки — генетик Н.К. Кольцов, писатель М.М. Пришвин, художники А.М. и В.М. Васнецовы, археолог А.В. Арциховский, историки С.Б. Веселовский и С.О. Шмидт. Сложился также почитаемый православный некрополь Введенского кладбища, украшением которого является могила митрополита Трифона (Туркестанова).
Сейчас — это одно из самых сохранных старинных кладбищ Москвы. Здесь находятся интереснейшие памятники мемориальной скульптуры XIX — начала XX вв., старинные склепы, часовни, обелиски… Благодаря этому Введенское кладбище заслуженно считается самым романтичным некрополем. Скорбящие вдовы, ангелы, распятия и мраморные кресты создают удивительную атмосферу этого старинного уголка Москвы, бережно хранящего память об ушедших эпохах.
Лектор — историк, москвовед, некрополист, кандидат исторических наук, доцент Историко-архивного института РГГУ, ведущий научный сотрудник Сергиево-Посадского музея-заповедника, лауреат Макариевской премии Сергей Юрьевич Шокарев.
Стоимость: 200 руб.
Мероприятие будет проходить в прямом эфире на платформе Zoom, предусмотрен формат живого общения и возможность задавать вопросы.
Необходима предварительная регистрация.
За час до начала лекции на адрес электронный почты, указанный при регистрации, придёт напоминание и ссылка, позволяющая присоединиться к мероприятию. За 5 минут до времени начала перейдите по ссылке, введите ваше имя, указанное при регистрации, и войдите в конференцию.
Для участия необходимо установить приложение Zoom на компьютер, планшет или телефон, и зарегистрироваться на платформе.
На следующий день после лекции на почту, которую вы указывали при регистрации, придет ссылка на запись лекции.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
О курсе
С древнейших времен некрополь существует как важнейший социокультурный феномен, сочетающий в себе священное значение и обыденные свойства. В России сформировались свои традиции погребения и сохранения памяти, а также художественная мемориальная культура, к которой были причастны выдающиеся скульпторы, зодчие и литераторы.
История московских кладбищ насчитывает более восьми столетий – от курганных захоронений древних славян и до огромных загородных некрополей с крематориями. Исторический некрополь Москвы берет начало в Средние века, когда близость к смерти была естественной частью повседневности. Некрополь воспринимался как сакральное место, мощам святых придавалась важнейшая роль в защите столицы от бедствий. В это время формируется разветвленная система поминовений, складывается облик монастырских и приходских кладбищ, появляется уникальная традиция оформления надгробных памятников.
В Новое время отношение к кладбищам изменяется. В век Просвещения возвращается античное восприятие мест погребений как отдельных некрополисов (городов мертвых). Вводится запрет на похороны при городских церквях и на территории монастырей. После эпидемии чумы 1770—1771 гг. вокруг Москвы, за её заставами были созданы старейшие московские городские кладбища — Ваганьковское, Введенское, Миусское, Дорогомиловское и другие. В это время в мемориальную культуру приходят барокко, классицизм и романтизм, памятники некрополя и кладбищенская поэзия являют образцы высокого искусства.
Революция 1917 г. и создание нового, советского общества сломали прежние, православные традиции в похоронном деле и сохранении памяти об умерших. Вместо этого большевики предложили новые идеи — мумификацию и кремацию. Появился революционный некрополь как объект поклонения. Старые кладбища подверглись разрушению, как важный элемент прежнего миропорядка. Из всех монастырских кладбищ Москвы уцелело только одно — в Донском монастыре. Были также уничтожены многие городские и приходские кладбища.
Только в 1950-е гг. некрополь стали воспринимать как исторически значимый объект. Начинается постановка памятников на охрану, описание и изучение московского некрополя. В настоящее время московская некрополистика довольно хорошо развита — существует большая литература, на кладбищах проводят экскурсии, проводится реставрация памятников некрополя, осуществляется их охрана.
Если вы оплатили участие в событии, организатор должен был прислать вам ссылку. Если этого не произошло, обязательно свяжитесь с ним.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.