Ваганьковское кладбище или Ваганьково — одно из старейших в Москве. Оно было создано после эпидемии чумы 1770—1771 гг. за Пресненской заставой города. Уже во второй половине XIX века сложился его особый облик. Здесь хоронили московских артистов, художников и литераторов. Постепенно слава Ваганькова как последнего приюта деятелей искусства росла и умножалась. Здесь нашли упокоение великие поэты и писатели С.А. Есенин, В.А. Каверин, В.С. Высоцкий, Б.Ш. Окуджава, В.П. Аксенов, В.О. Богомолов, артисты В.И. Живокини, С.В. Шумский, Д.Т. Ленский, А.А. Миронов, Г.И. Бурков, А.О. Абдулов, художники, скульпторы и архитекторы В.А. Тропинин, В.В. Пукирев, М.Д. Быковский, А.К. Саврасов, В.И. Суриков, Ф.О. Шехтель, А.Е. Абрамов, В.К. Олтаржевский… Здесь — могилы любимых многими циркового артиста Л.Г. Енгибарова и тележурналиста В.Н. Листьева.
Однако не только деятели искусства, но и учёные похоронены на Ваганьковом. Это — москвовед А.А. Мартынов, историк И.Е. Забелин, искусствовед И.В. Цветаев, географ Д.Н. Анучин, археолог И.Я. Стеллецкий. Немалый список можно составить из имен государственных и военных деятелей, спортсменов, летчиков (М.Д. Бонч-Бруевич, А.Б. Юмашев, И.А. Нетто, Л.А. Пахомова, А.В. Тарасов).
Церковь Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище в советские годы не закрывалась. Возможно, поэтому на Ваганьковском кладбище в XX веке были погребены многие подвижники православия — почитаемый священник, настоятель Храма Христа Спасителя В.Н. Амфитеатров, великий архидиакон К.В. Розов, церковный композитор П.Г. Чесноков, протоиереи А.А. Ветелев и Г.А. Каледа, схимонахиня Игнатия, в миру — профессор Валентина Ильинична Пузик и другие.
Ваганьково — это целый мир, на котором место нашлось самым разным людям. Могила (а, скорее, кенотаф) знаменитой воровки Соньки Золотой Ручки служит местом поклонения не только уголовного элемента, но и других людей, ищущих счастья. Здесь пишут пожелания на памятнике и даже собирают записки в особую корзинку. На этом кладбище похоронено немало лиц, известных как «криминальные авторитеты». Здесь же упокоился искатель приключений из совсем другой среды — азартный игрок и дуэлянт, герой пушкинской эпиграммы граф Ф.И. Толстой.
Рядом с Ваганьковским –— ещё одно историческое кладбище, Армянское. Оно интересно своей уникальной мемориальной скульптурой в национальных традициях (и не только). На могиле нефтепромышленника и мецената Н.Л. Тарасова установлен удивительный по красоте памятник, созданный скульптором Н.А. Андреевым. На этом небольшом некрополе упокоились многие выдающиеся люди — публицист Г.А. Джаншиев, писатель А.П. Платонов, архитектор А.Н. Душкин, шахматист Т.В. Петросян, писательница М.С. Шагинян, артист М.Ю. Катин-Ярцев.
Лектор — историк, москвовед, некрополист, кандидат исторических наук, доцент Историко-архивного института РГГУ, ведущий научный сотрудник Сергиево-Посадского музея-заповедника, лауреат Макариевской премии Сергей Юрьевич Шокарев.
Стоимость: 200 руб.
Мероприятие будет проходить в прямом эфире на платформе Zoom, предусмотрен формат живого общения и возможность задавать вопросы.
Необходима предварительная регистрация.
За час до начала лекции на адрес электронный почты, указанный при регистрации, придёт напоминание и ссылка, позволяющая присоединиться к мероприятию. За 5 минут до времени начала перейдите по ссылке, введите ваше имя, указанное при регистрации, и войдите в конференцию.
Для участия необходимо установить приложение Zoom на компьютер, планшет или телефон, и зарегистрироваться на платформе.
На следующий день после лекции на почту, которую вы указывали при регистрации, придет ссылка на запись лекции.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
О курсе
С древнейших времен некрополь существует как важнейший социокультурный феномен, сочетающий в себе священное значение и обыденные свойства. В России сформировались свои традиции погребения и сохранения памяти, а также художественная мемориальная культура, к которой были причастны выдающиеся скульпторы, зодчие и литераторы.
История московских кладбищ насчитывает более восьми столетий – от курганных захоронений древних славян и до огромных загородных некрополей с крематориями. Исторический некрополь Москвы берет начало в Средние века, когда близость к смерти была естественной частью повседневности. Некрополь воспринимался как сакральное место, мощам святых придавалась важнейшая роль в защите столицы от бедствий. В это время формируется разветвленная система поминовений, складывается облик монастырских и приходских кладбищ, появляется уникальная традиция оформления надгробных памятников.
В Новое время отношение к кладбищам изменяется. В век Просвещения возвращается античное восприятие мест погребений как отдельных некрополисов (городов мертвых). Вводится запрет на похороны при городских церквях и на территории монастырей. После эпидемии чумы 1770—1771 гг. вокруг Москвы, за её заставами были созданы старейшие московские городские кладбища — Ваганьковское, Введенское, Миусское, Дорогомиловское и другие. В это время в мемориальную культуру приходят барокко, классицизм и романтизм, памятники некрополя и кладбищенская поэзия являют образцы высокого искусства.
Революция 1917 г. и создание нового, советского общества сломали прежние, православные традиции в похоронном деле и сохранении памяти об умерших. Вместо этого большевики предложили новые идеи — мумификацию и кремацию. Появился революционный некрополь как объект поклонения. Старые кладбища подверглись разрушению, как важный элемент прежнего миропорядка. Из всех монастырских кладбищ Москвы уцелело только одно — в Донском монастыре. Были также уничтожены многие городские и приходские кладбища.
Только в 1950-е гг. некрополь стали воспринимать как исторически значимый объект. Начинается постановка памятников на охрану, описание и изучение московского некрополя. В настоящее время московская некрополистика довольно хорошо развита — существует большая литература, на кладбищах проводят экскурсии, проводится реставрация памятников некрополя, осуществляется их охрана.
Если вы оплатили участие в событии, организатор должен был прислать вам ссылку. Если этого не произошло, обязательно свяжитесь с ним.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.