Онлайн-лекция «Ваганьковское кладбище — последний приют деятелей искусства»

Лекционный курс «Московский некрополь XII–XX вв.: история, топография, традиция» посвящен истории и развитию уникального явления городской культуры — исторического некрополя. Его цель — дать общее представление об истории московского некрополя, обрядах и традициях погребения и мемориализации. В курсе будет рассказано обо всех крупных и значимых исторических кладбищах Москвы. Таким образом, слушатели получат возможность побывать на своеобразных удаленных экскурсиях по знаменитым московским некрополям.

Искусство и культура 12+

Ваганьковское кладбище или Ваганьково — одно из старейших в Москве. Оно было создано после эпидемии чумы 1770—1771 гг. за Пресненской заставой города. Уже во второй половине XIX века сложился его особый облик. Здесь хоронили московских артистов, художников и литераторов. Постепенно слава Ваганькова как последнего приюта деятелей искусства росла и умножалась. Здесь нашли упокоение великие поэты и писатели С.А. Есенин, В.А. Каверин, В.С. Высоцкий, Б.Ш. Окуджава, В.П. Аксенов, В.О. Богомолов, артисты В.И. Живокини, С.В. Шумский, Д.Т. Ленский, А.А. Миронов, Г.И. Бурков, А.О. Абдулов, художники, скульпторы и архитекторы В.А. Тропинин, В.В. Пукирев, М.Д. Быковский, А.К. Саврасов, В.И. Суриков, Ф.О. Шехтель, А.Е. Абрамов, В.К. Олтаржевский… Здесь — могилы любимых многими циркового артиста Л.Г. Енгибарова и тележурналиста В.Н. Листьева.

Однако не только деятели искусства, но и учёные похоронены на Ваганьковом. Это — москвовед А.А. Мартынов, историк И.Е. Забелин, искусствовед И.В. Цветаев, географ Д.Н. Анучин, археолог И.Я. Стеллецкий. Немалый список можно составить из имен государственных и военных деятелей, спортсменов, летчиков (М.Д. Бонч-Бруевич, А.Б. Юмашев, И.А. Нетто, Л.А. Пахомова, А.В. Тарасов).

Церковь Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище в советские годы не закрывалась. Возможно, поэтому на Ваганьковском кладбище в XX веке были погребены многие подвижники православия — почитаемый священник, настоятель Храма Христа Спасителя В.Н. Амфитеатров, великий архидиакон К.В. Розов, церковный композитор П.Г. Чесноков, протоиереи А.А. Ветелев и Г.А. Каледа, схимонахиня Игнатия, в миру — профессор Валентина Ильинична Пузик и другие.

Ваганьково — это целый мир, на котором место нашлось самым разным людям. Могила (а, скорее, кенотаф) знаменитой воровки Соньки Золотой Ручки служит местом поклонения не только уголовного элемента, но и других людей, ищущих счастья. Здесь пишут пожелания на памятнике и даже собирают записки в особую корзинку. На этом кладбище похоронено немало лиц, известных как «криминальные авторитеты». Здесь же упокоился искатель приключений из совсем другой среды — азартный игрок и дуэлянт, герой пушкинской эпиграммы граф Ф.И. Толстой.

Рядом с Ваганьковским –— ещё одно историческое кладбище, Армянское. Оно интересно своей уникальной мемориальной скульптурой в национальных традициях (и не только). На могиле нефтепромышленника и мецената Н.Л. Тарасова установлен удивительный по красоте памятник, созданный скульптором Н.А. Андреевым. На этом небольшом некрополе упокоились многие выдающиеся люди — публицист Г.А. Джаншиев, писатель А.П. Платонов, архитектор А.Н. Душкин, шахматист Т.В. Петросян, писательница М.С. Шагинян, артист М.Ю. Катин-Ярцев.

Лектор — историк, москвовед, некрополист, кандидат исторических наук, доцент Историко-архивного института РГГУ, ведущий научный сотрудник Сергиево-Посадского музея-заповедника, лауреат Макариевской премии Сергей Юрьевич Шокарев.

Стоимость: 200 руб.

Мероприятие будет проходить в прямом эфире на платформе Zoom, предусмотрен формат живого общения и возможность задавать вопросы.

Необходима предварительная регистрация.

За час до начала лекции на адрес электронный почты, указанный при регистрации, придёт напоминание и ссылка, позволяющая присоединиться к мероприятию. За 5 минут до времени начала перейдите по ссылке, введите ваше имя, указанное при регистрации, и войдите в конференцию.

Для участия необходимо установить приложение Zoom на компьютер, планшет или телефон, и зарегистрироваться на платформе.

На следующий день после лекции на почту, которую вы указывали при регистрации, придет ссылка на запись лекции.

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

О курсе

С древнейших времен некрополь существует как важнейший социокультурный феномен, сочетающий в себе священное значение и обыденные свойства. В России сформировались свои традиции погребения и сохранения памяти, а также художественная мемориальная культура, к которой были причастны выдающиеся скульпторы, зодчие и литераторы.

История московских кладбищ насчитывает более восьми столетий – от курганных захоронений древних славян и до огромных загородных некрополей с крематориями. Исторический некрополь Москвы берет начало в Средние века, когда близость к смерти была естественной частью повседневности. Некрополь воспринимался как сакральное место, мощам святых придавалась важнейшая роль в защите столицы от бедствий. В это время формируется разветвленная система поминовений, складывается облик монастырских и приходских кладбищ, появляется уникальная традиция оформления надгробных памятников.

В Новое время отношение к кладбищам изменяется. В век Просвещения возвращается античное восприятие мест погребений как отдельных некрополисов (городов мертвых). Вводится запрет на похороны при городских церквях и на территории монастырей. После эпидемии чумы 1770—1771 гг. вокруг Москвы, за её заставами были созданы старейшие московские городские кладбища — Ваганьковское, Введенское, Миусское, Дорогомиловское и другие. В это время в мемориальную культуру приходят барокко, классицизм и романтизм, памятники некрополя и кладбищенская поэзия являют образцы высокого искусства.

Революция 1917 г. и создание нового, советского общества сломали прежние, православные традиции в похоронном деле и сохранении памяти об умерших. Вместо этого большевики предложили новые идеи — мумификацию и кремацию. Появился революционный некрополь как объект поклонения. Старые кладбища подверглись разрушению, как важный элемент прежнего миропорядка. Из всех монастырских кладбищ Москвы уцелело только одно — в Донском монастыре. Были также уничтожены многие городские и приходские кладбища.

Только в 1950-е гг. некрополь стали воспринимать как исторически значимый объект. Начинается постановка памятников на охрану, описание и изучение московского некрополя. В настоящее время московская некрополистика довольно хорошо развита — существует большая литература, на кладбищах проводят экскурсии, проводится реставрация памятников некрополя, осуществляется их охрана.

 

Поделиться:

1199 дней назад
15 декабря 2020 19:00–20:30

Событие пройдет онлайн

Уже есть билет
Ссылка на онлайн-событие рассылается за час до его начала.
Получить ссылку или сделать возврат

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы сделать возврат организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов