В числе других «чумных» кладбищ при Екатерине II два были отведены для погребения приверженцев старой веры. Это — Рогожское и Преображенское кладбища. Оба стали не просто кладбищами, а крупнейшими административными центрами старообрядчества.
На Рогожском кладбище находится Митрополия Московской и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви. Преображенское кладбище стало центром беспоповского (федосеевского) согласия. Здесь до революции были собраны великолепные коллекции старинных икон, редких книг и рукописей.
На этих погостах упокоились старообрядческие иерархи, общественные деятели, меценаты, предприниматели.
На Рогожском погребены представители знаменитых купеческих династий Москвы, принадлежавших к старообрядчеству — Морозовы, Соловьевы, Зимины, Рахмановы, на Преображенском — семейный некрополь Гучковых и Зиминых. На Преображенском кладбище особо почитается могила его основателя — купца Ильи Алексеевича Ковылина (1731–1809). Здесь же находятся семейные некрополи Гучковых и Зиминых.
К сожалению, не все памятники Рогожского и Преображенского некрополей сохранились. Так, утрачены могилы предпринимателей Рябушинских, могила владельца крупнейшего фарфорового завода М.С. Кузнецова и другие.
Часовни и монументальные надгробия купцов, кресты-голбцы, памятники в «русском стиле» хранят память о русском старообрядчестве, и его выдающихся деятелях.
Лектор — историк, москвовед, некрополист, кандидат исторических наук, доцент Историко-архивного института РГГУ, ведущий научный сотрудник Сергиево-Посадского музея-заповедника, лауреат Макариевской премии Сергей Юрьевич Шокарев.
Стоимость: 200 руб.
Мероприятие будет проходить в прямом эфире на платформе Zoom, предусмотрен формат живого общения и возможность задавать вопросы.
Необходима предварительная регистрация.
За час до начала лекции на адрес электронный почты, указанный при регистрации, придёт напоминание и ссылка, позволяющая присоединиться к мероприятию. За 5 минут до времени начала перейдите по ссылке, введите ваше имя, указанное при регистрации, и войдите в конференцию.
Для участия необходимо установить приложение Zoom на компьютер, планшет или телефон, и зарегистрироваться на платформе.
На следующий день после лекции на почту, которую вы указывали при регистрации, придет ссылка на запись лекции.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
О курсе
С древнейших времен некрополь существует как важнейший социокультурный феномен, сочетающий в себе священное значение и обыденные свойства. В России сформировались свои традиции погребения и сохранения памяти, а также художественная мемориальная культура, к которой были причастны выдающиеся скульпторы, зодчие и литераторы.
История московских кладбищ насчитывает более восьми столетий – от курганных захоронений древних славян и до огромных загородных некрополей с крематориями. Исторический некрополь Москвы берет начало в Средние века, когда близость к смерти была естественной частью повседневности. Некрополь воспринимался как сакральное место, мощам святых придавалась важнейшая роль в защите столицы от бедствий. В это время формируется разветвленная система поминовений, складывается облик монастырских и приходских кладбищ, появляется уникальная традиция оформления надгробных памятников.
В Новое время отношение к кладбищам изменяется. В век Просвещения возвращается античное восприятие мест погребений как отдельных некрополисов (городов мертвых). Вводится запрет на похороны при городских церквях и на территории монастырей. После эпидемии чумы 1770—1771 гг. вокруг Москвы, за её заставами были созданы старейшие московские городские кладбища — Ваганьковское, Введенское, Миусское, Дорогомиловское и другие. В это время в мемориальную культуру приходят барокко, классицизм и романтизм, памятники некрополя и кладбищенская поэзия являют образцы высокого искусства.
Революция 1917 г. и создание нового, советского общества сломали прежние, православные традиции в похоронном деле и сохранении памяти об умерших. Вместо этого большевики предложили новые идеи — мумификацию и кремацию. Появился революционный некрополь как объект поклонения. Старые кладбища подверглись разрушению, как важный элемент прежнего миропорядка. Из всех монастырских кладбищ Москвы уцелело только одно — в Донском монастыре. Были также уничтожены многие городские и приходские кладбища.
Только в 1950-е гг. некрополь стали воспринимать как исторически значимый объект. Начинается постановка памятников на охрану, описание и изучение московского некрополя. В настоящее время московская некрополистика довольно хорошо развита — существует большая литература, на кладбищах проводят экскурсии, проводится реставрация памятников некрополя, осуществляется их охрана.
Если вы оплатили участие в событии, организатор должен был прислать вам ссылку. Если этого не произошло, обязательно свяжитесь с ним.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.