Онлайн-лекция «Старообрядческие некрополи Москвы: Рогожское и Преображенское»

Лекционный курс «Московский некрополь XII–XX вв.: история, топография, традиция» посвящен истории и развитию уникального явления городской культуры — исторического некрополя. Его цель — дать общее представление об истории московского некрополя, обрядах и традициях погребения и мемориализации. В курсе будет рассказано обо всех крупных и значимых исторических кладбищах Москвы. Таким образом, слушатели получат возможность побывать на своеобразных удаленных экскурсиях по знаменитым московским некрополям.

Искусство и культура 12+

В числе других «чумных» кладбищ при Екатерине II два были отведены для погребения приверженцев старой веры. Это — Рогожское и Преображенское кладбища. Оба стали не просто кладбищами, а крупнейшими административными центрами старообрядчества.

На Рогожском кладбище находится Митрополия Московской и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви. Преображенское кладбище стало центром беспоповского (федосеевского) согласия. Здесь до революции были собраны великолепные коллекции старинных икон, редких книг и рукописей.

На этих погостах упокоились старообрядческие иерархи, общественные деятели, меценаты, предприниматели.

На Рогожском погребены представители знаменитых купеческих династий Москвы, принадлежавших к старообрядчеству — Морозовы, Соловьевы, Зимины, Рахмановы, на Преображенском — семейный некрополь Гучковых и Зиминых. На Преображенском кладбище особо почитается могила его основателя — купца Ильи Алексеевича Ковылина (1731–1809). Здесь же находятся семейные некрополи Гучковых и Зиминых.

К сожалению, не все памятники Рогожского и Преображенского некрополей сохранились. Так, утрачены могилы предпринимателей Рябушинских, могила владельца крупнейшего фарфорового завода М.С. Кузнецова и другие.

Часовни и монументальные надгробия купцов, кресты-голбцы, памятники в «русском стиле» хранят память о русском старообрядчестве, и его выдающихся деятелях.  

Лектор — историк, москвовед, некрополист, кандидат исторических наук, доцент Историко-архивного института РГГУ, ведущий научный сотрудник Сергиево-Посадского музея-заповедника, лауреат Макариевской премии Сергей Юрьевич Шокарев.

Стоимость: 200 руб.

Мероприятие будет проходить в прямом эфире на платформе Zoom, предусмотрен формат живого общения и возможность задавать вопросы.

Необходима предварительная регистрация.

За час до начала лекции на адрес электронный почты, указанный при регистрации, придёт напоминание и ссылка, позволяющая присоединиться к мероприятию. За 5 минут до времени начала перейдите по ссылке, введите ваше имя, указанное при регистрации, и войдите в конференцию.

Для участия необходимо установить приложение Zoom на компьютер, планшет или телефон, и зарегистрироваться на платформе.

На следующий день после лекции на почту, которую вы указывали при регистрации, придет ссылка на запись лекции.

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

О курсе

С древнейших времен некрополь существует как важнейший социокультурный феномен, сочетающий в себе священное значение и обыденные свойства. В России сформировались свои традиции погребения и сохранения памяти, а также художественная мемориальная культура, к которой были причастны выдающиеся скульпторы, зодчие и литераторы.

История московских кладбищ насчитывает более восьми столетий – от курганных захоронений древних славян и до огромных загородных некрополей с крематориями. Исторический некрополь Москвы берет начало в Средние века, когда близость к смерти была естественной частью повседневности. Некрополь воспринимался как сакральное место, мощам святых придавалась важнейшая роль в защите столицы от бедствий. В это время формируется разветвленная система поминовений, складывается облик монастырских и приходских кладбищ, появляется уникальная традиция оформления надгробных памятников.

В Новое время отношение к кладбищам изменяется. В век Просвещения возвращается античное восприятие мест погребений как отдельных некрополисов (городов мертвых). Вводится запрет на похороны при городских церквях и на территории монастырей. После эпидемии чумы 1770—1771 гг. вокруг Москвы, за её заставами были созданы старейшие московские городские кладбища — Ваганьковское, Введенское, Миусское, Дорогомиловское и другие. В это время в мемориальную культуру приходят барокко, классицизм и романтизм, памятники некрополя и кладбищенская поэзия являют образцы высокого искусства.

Революция 1917 г. и создание нового, советского общества сломали прежние, православные традиции в похоронном деле и сохранении памяти об умерших. Вместо этого большевики предложили новые идеи — мумификацию и кремацию. Появился революционный некрополь как объект поклонения. Старые кладбища подверглись разрушению, как важный элемент прежнего миропорядка. Из всех монастырских кладбищ Москвы уцелело только одно — в Донском монастыре. Были также уничтожены многие городские и приходские кладбища.

Только в 1950-е гг. некрополь стали воспринимать как исторически значимый объект. Начинается постановка памятников на охрану, описание и изучение московского некрополя. В настоящее время московская некрополистика довольно хорошо развита — существует большая литература, на кладбищах проводят экскурсии, проводится реставрация памятников некрополя, осуществляется их охрана.

 

Поделиться:

1244 дня назад
22 декабря 2020 19:00–20:30

Событие пройдет онлайн

Уже есть билет
Ссылка на онлайн-событие рассылается за час до его начала.
Получить ссылку или сделать возврат

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы сделать возврат организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов