После чумной эпидемии 1771 года были созданы общегородские кладбища за заставами — Ваганьковское, Миусское, Пятницкое, Преображенское, Рогожское, Введенское (Немецкое), Калитниковское, Даниловское, Дорогомиловское.
Каждое из них обладает своеобразием социального или конфессионального облика погребенных, своими особенностями внешнего вида мемориальных памятников, известными могилами и надгробиями.
Даниловское кладбище стало местом погребения купечества, жившего неподалеку — в Замоскворечье. Здесь находится семейная усыпальница известного рода купцов и меценатов Третьяковых. Рядом с храмом — могила художника, коллекционера и мецената Ильи Семеновича Остроухова (1858–1929).
На Калитниковском кладбище встречается немало крестьянских захоронений; многие из них — под каменными, внушительными надгробиями начала XX века. Здесь в 1880 году был погребен крестьянский поэт Иван Захарович Суриков, автор хрестоматийного стихотворения «Детство» и «В степи», ставшего народной песней. За алтарем храма во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» похоронен глава обновленческой церкви — «митрополит» Александр Введенский (1889–1946). На кладбищенской церкви обновленчество держалось дольше всего в Москве.
Небольшое Миусское кладбище сохранило много могил московского священства. Здесь также был погребен профессор Московского университета Михаил Трофимович Каченовский, основоположник критической школы — важного направления в изучении истории.
На Пятницком находятся захоронения многих известных лиц. Здесь могила московского главнокомандующего графа Федора Васильевича Ростопчина, призывавшего сжечь Москву, семейная усыпальница актеров Садовских, захоронения декабристов Ивана Дмитриевича Якушкина и Николая Васильевича Басаргина, профессора Московского университета, историка Тимофея Николаевича Грановского, поэтессы Раисы Адамовны Кудашевой, автора знаменитой детской «Ёлочки» и других.
Обзор этих кладбищ завершает путешествие по старинным московским некрополям, образованным после чумы 1771 года.
Лектор — историк, москвовед, некрополист, кандидат исторических наук, доцент Историко-архивного института РГГУ, ведущий научный сотрудник Сергиево-Посадского музея-заповедника, лауреат Макариевской премии Сергей Юрьевич Шокарев.
Стоимость: 200 руб.
Мероприятие будет проходить в прямом эфире на платформе Zoom, предусмотрен формат живого общения и возможность задавать вопросы.
Необходима предварительная регистрация.
За час до начала лекции на адрес электронный почты, указанный при регистрации, придёт напоминание и ссылка, позволяющая присоединиться к мероприятию. За 5 минут до времени начала перейдите по ссылке, введите ваше имя, указанное при регистрации, и войдите в конференцию.
Для участия необходимо установить приложение Zoom на компьютер, планшет или телефон, и зарегистрироваться на платформе.
На следующий день после лекции на почту, которую вы указывали при регистрации, придет ссылка на запись лекции.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
О курсе
С древнейших времен некрополь существует как важнейший социокультурный феномен, сочетающий в себе священное значение и обыденные свойства. В России сформировались свои традиции погребения и сохранения памяти, а также художественная мемориальная культура, к которой были причастны выдающиеся скульпторы, зодчие и литераторы.
История московских кладбищ насчитывает более восьми столетий – от курганных захоронений древних славян и до огромных загородных некрополей с крематориями. Исторический некрополь Москвы берет начало в Средние века, когда близость к смерти была естественной частью повседневности. Некрополь воспринимался как сакральное место, мощам святых придавалась важнейшая роль в защите столицы от бедствий. В это время формируется разветвленная система поминовений, складывается облик монастырских и приходских кладбищ, появляется уникальная традиция оформления надгробных памятников.
В Новое время отношение к кладбищам изменяется. В век Просвещения возвращается античное восприятие мест погребений как отдельных некрополисов (городов мертвых). Вводится запрет на похороны при городских церквях и на территории монастырей. После эпидемии чумы 1770—1771 гг. вокруг Москвы, за её заставами были созданы старейшие московские городские кладбища — Ваганьковское, Введенское, Миусское, Дорогомиловское и другие. В это время в мемориальную культуру приходят барокко, классицизм и романтизм, памятники некрополя и кладбищенская поэзия являют образцы высокого искусства.
Революция 1917 г. и создание нового, советского общества сломали прежние, православные традиции в похоронном деле и сохранении памяти об умерших. Вместо этого большевики предложили новые идеи — мумификацию и кремацию. Появился революционный некрополь как объект поклонения. Старые кладбища подверглись разрушению, как важный элемент прежнего миропорядка. Из всех монастырских кладбищ Москвы уцелело только одно — в Донском монастыре. Были также уничтожены многие городские и приходские кладбища.
Только в 1950-е гг. некрополь стали воспринимать как исторически значимый объект. Начинается постановка памятников на охрану, описание и изучение московского некрополя. В настоящее время московская некрополистика довольно хорошо развита — существует большая литература, на кладбищах проводят экскурсии, проводится реставрация памятников некрополя, осуществляется их охрана.
Если вы оплатили участие в событии, организатор должен был прислать вам ссылку. Если этого не произошло, обязательно свяжитесь с ним.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.