В 1920-е гг. начался масштабный процесс уничтожения памятников московской старины, прежде всего, церковной. Жертвами вандализма стали монастырские, приходские и даже городские кладбища.
В 1920–1950-е гг. в Москве были уничтожены десятки кладбищ, в том числе древние некрополи Богоявленского, Николо-Греческого, Златоустовского, Сретенского, Высоко-Петровского, Данилова, Спасо-Андроникова, Новоспасского, Симонова и других монастырей, на которых были погребены выдающиеся деятели русской истории и культуры, находились прекрасные памятники мемориального искусства. Некоторые захоронения (Н.В. Гоголя, А.С. и Е.М. Хомяковых, С.Т. и К.С. Аксаковых и другие) были перенесены с разрушающихся кладбищ; удалось также спасти часть памятников. В 1990-е гг. в некоторых обителях началось возрождение монашеской жизни, и вместе с тем, восстановление некрополя и памяти об уничтоженных захоронениях. Так, в Новоспасском монастыре исследована археологически и возрождена усыпальница рода бояр Романовых и их родственников.
Было уничтожено, превращено в парк и частично застроено огромное Братское кладбище — некрополь жертв Первой мировой войны, созданный московской общественностью в 1915 году в пригородном селе Сокол. Лишены памятников и памяти оказались более 20 тысяч захоронений офицеров, солдат и сестер милосердия, похороненных на Братском кладбище. В 1990-е гг. здесь также возрождена память об этом некрополе — создана памятная часовня, установлены памятные знаки.
Погибли древнейшее городское кладбище столицы — Лазаревское, чумные Дорогомиловское и Еврейское кладбища, Семеновское и Семеновское военное кладбища и другие. Территория старинных погостов была застроена жилыми домами, городской инфраструктурой, городскими улицами и площадями.
Вакханалия разрушения не завершилась в сталинские годы. Так, перед Олимпиадой-80 было уничтожено сельское кладбище при церкви Иоанна Предтечи в Дьяково. Было перенесено с большими потерями кладбище при церкви Всех Святых на Соколе.
История уничтоженных кладбищ интересна и трагична. К счастью где-то удалось возродить часть погребений, спасти и привести в надлежащий вид памятники, по некоторым из уничтоженных кладбищ созданы справочники-некрополи, содержащие информацию о погребенных на них лицах.
Обзор этих кладбищ завершает путешествие по старинным московским некрополям, образованным после чумы 1771 года.
Лектор — историк, москвовед, некрополист, кандидат исторических наук, доцент Историко-архивного института РГГУ, ведущий научный сотрудник Сергиево-Посадского музея-заповедника, лауреат Макариевской премии Сергей Юрьевич Шокарев.
Стоимость: 200 руб.
Мероприятие будет проходить в прямом эфире на платформе Zoom, предусмотрен формат живого общения и возможность задавать вопросы.
Необходима предварительная регистрация.
За час до начала лекции на адрес электронный почты, указанный при регистрации, придёт напоминание и ссылка, позволяющая присоединиться к мероприятию. За 5 минут до времени начала перейдите по ссылке, введите ваше имя, указанное при регистрации, и войдите в конференцию.
Для участия необходимо установить приложение Zoom на компьютер, планшет или телефон, и зарегистрироваться на платформе.
На следующий день после лекции на почту, которую вы указывали при регистрации, придет ссылка на запись лекции.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
О курсе
С древнейших времен некрополь существует как важнейший социокультурный феномен, сочетающий в себе священное значение и обыденные свойства. В России сформировались свои традиции погребения и сохранения памяти, а также художественная мемориальная культура, к которой были причастны выдающиеся скульпторы, зодчие и литераторы.
История московских кладбищ насчитывает более восьми столетий – от курганных захоронений древних славян и до огромных загородных некрополей с крематориями. Исторический некрополь Москвы берет начало в Средние века, когда близость к смерти была естественной частью повседневности. Некрополь воспринимался как сакральное место, мощам святых придавалась важнейшая роль в защите столицы от бедствий. В это время формируется разветвленная система поминовений, складывается облик монастырских и приходских кладбищ, появляется уникальная традиция оформления надгробных памятников.
В Новое время отношение к кладбищам изменяется. В век Просвещения возвращается античное восприятие мест погребений как отдельных некрополисов (городов мертвых). Вводится запрет на похороны при городских церквях и на территории монастырей. После эпидемии чумы 1770—1771 гг. вокруг Москвы, за её заставами были созданы старейшие московские городские кладбища — Ваганьковское, Введенское, Миусское, Дорогомиловское и другие. В это время в мемориальную культуру приходят барокко, классицизм и романтизм, памятники некрополя и кладбищенская поэзия являют образцы высокого искусства.
Революция 1917 г. и создание нового, советского общества сломали прежние, православные традиции в похоронном деле и сохранении памяти об умерших. Вместо этого большевики предложили новые идеи — мумификацию и кремацию. Появился революционный некрополь как объект поклонения. Старые кладбища подверглись разрушению, как важный элемент прежнего миропорядка. Из всех монастырских кладбищ Москвы уцелело только одно — в Донском монастыре. Были также уничтожены многие городские и приходские кладбища.
Только в 1950-е гг. некрополь стали воспринимать как исторически значимый объект. Начинается постановка памятников на охрану, описание и изучение московского некрополя. В настоящее время московская некрополистика довольно хорошо развита — существует большая литература, на кладбищах проводят экскурсии, проводится реставрация памятников некрополя, осуществляется их охрана.
Если вы оплатили участие в событии, организатор должен был прислать вам ссылку. Если этого не произошло, обязательно свяжитесь с ним.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.